i-po.ru - шпаргалки для студента

21. Проанализируйте историческую трансформацию цели воспитания.

Главная страница =>к оглавлению

В практической работе учителя проблема цели стано¬вится камнем преткновения, если он не признает эту проблему краеугольным камнем воспитательной системы. Для его же профессиональной аттестации вопрос о цели воспитания - пробный камень его педагогического мас¬терства. Однако все это не означает невозможности пре¬одоления всех подводных камней поставленного вопроса. Приступим же к нахождению ответа, хотя вопрос труд¬ный и сложный и вызывает аналогию крепкого камня, сопротивляющегося человеческим слабым силам.
Но сначала предупредим прямолинейное представле¬ние о воспитании как целенаправленном подавлении личности ребенка и психологическом манипулировании.
Истинное воспитание потому и сочетает в себе науку и искусство, как это отмечал К.Д. Ушинский, что объектив¬ные закономерности социального развития в жестких рам¬ках культуры должны оставлять место индивидуальному своеобразию, свободе личностного «Я», становлению субъектности. Если бы мы не признавали такой гармонии, мы бы либо заняли позицию грубого давления на лич¬ность, в корне отличную от истинного воспитания тем, что продиктована интересами того, кто воздействует на ребенка, но нисколько не интересами самого ребенка, либо отступили бы от воспитания, предоставив дело раз¬вития личности случаю и стихии, а ребенка - слепой судьбе.
Противоречие необходимости и свободы, должного и же¬лаемого, социального и индивидуального разрешается общим характером цели воспитания так, чтобы этот об¬щий характер позволял сохранять в границах своих бес¬конечную вариативность индивидуального развития.
Главное, чтобы жизнь в обществе была осмысленной для человека, чтобы, находясь в системе социальных от¬ношений, он понимал их содержание, назначение, цен¬ность для всех и для отдельного человека, чтобы этот подрастающий человек становился личностью. Не особью только. Не индивидом только. А особью и индивидом на уровне личности.
Роль педагога состоит, в таком случае, в разворачи¬вании перед воспитанником веера разнообразных жиз¬ненных выборов и научении ребенка производить сво¬бодный осознанный выбор, за который в дальнейшем он и станет нести ответственность.
Разумеется, у данного выбора существуют границы, очерченные культурой. Современность выработала вполне определенный, хотя и весьма широкий образ достойной жизни для сегодняшнего человека. «Достойная жизнь» - это жизнь, соответствующая всем предназначениям чело¬века, позволяющая ему раскрыть все потенции, реали¬зующая его сущностные функции, в корне отличающие его от животного, это жизнь, основанная на Добре, Ис¬тине, Красоте. Педагогу следует ориентировать ребенка на выбор, соответствующий основам достойной жизни,
В итоге формулировка цели воспитания принимает следующий вид: личность, способная строить Жизнь, достойную Человека.
В разные периоды развития нашей страны при советской власти в качестве целей были поставлены такие идеальные модели, как: «строитель коммунизма», «всесторонне развитая личность», которые определяли содержание и направленность процесса воспитания. Система воспитания претворяла их в жизнь.


Главная страница =>к оглавлению

Все права на материалы принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам. 2012 г.