i-po.ru - шпаргалки для студента

11.Раскройте этапы педагогического процесса (подготовительный, основной, заключительный). Проиллюстрируйте примерами из опыта работы.

Главная страница =>к оглавлению

Педагогические процессы имеют повторяющийся, циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы — это не составные части, а последовательности развития процесса. Главные этапы — подготовительный, основной, заключительный. Когда процесс или его отдельная часть проходят все эти этапы, процесс завершается, а потом в новом процессе все начинается сначала.
На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе происходит выделение и постановка конкретных задач, изучение (диагностика условий) развития процесса, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Выделение и постановка задач состоит в том, чтобы преобразовать общую педагогическую цель, решаемую системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.
Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. dia — прозрачный и gnosis — знание) — это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса, оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, можно узнать, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса.
Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привязан» к конкретным условиям. В педагогической практике применяются различные планы — руководства учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работы в классе, планы проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т. п. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план — это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.
Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую важные взаимосвязанные элементы: постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников, использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса, создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников, обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Завершается цикл педагогического процесса заключительным этапом — этапом анализа достигнутых результатов. Это нужно, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя — обучаемся.
Пример: Воспитатель составляет программу обучения с учетом возраста, возможностей детей, по результатам диагностики проводит корректировку задач воспитания и обучения. Также проводит работу над ошибками, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.

Главная страница =>к оглавлению

Все права на материалы принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам. 2012 г.