i-po.ru - шпаргалки для студента

11. Предмет, задачи, отрасли педагогики как науки.

Главная страница =>к оглавлению

Термин «педагог» возник в Древней Греции – «детовождение». Оформление педагогики в самостоятельную науку произошло, когда был сформулирован категориальный аппарат, это связано с именем чешского философа и педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса. Предмет педагогики – педагогогический процесс как особый вид взаимодействия людей: законы – закономерности – принципы – методы – формы/средства образования людей = процессы обучения, воспитания – развития + психологическая подготовка и самообучение, самовоспитание.
Задачи: постоянные: 1) вскрытие закономерностей в областях воспитания, обу¬чения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности - связи между преднаме¬ренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами (обученность, воспитанность, развитость личности). 2) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа по своему существу всегда творческая.. 3) разра¬ботка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами. 4) прогнозирование обра¬зования на ближайшее и отдаленное будущее.
Временные - возникновение диктуется потребностями прак¬тики и самой науки. Примеры: создание библиотек электронных учебников, разработка стандартов пе-дагогического профессионализма, выявление типичных стрессоров в работе учителей, разработка тестов уровней педагогического мастерства, анализ природы типовых конфликтов в отношениях учитель-ученик и т.п.
Отрасли: система наук о воспитании и образовании детей и взрослых.
Ясельная педагогика – Характерная особенность – взаимодействие с другими отрасля¬ми знаний: психологией, физиологией, медициной.
Дошкольная педагогика - законо¬мерности развития, формирования личности детей дошкольного возраста: теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в услови¬ях одно-, дву- и многодетных, полных, неполных семей.
Педагогика школы: поучительные уроки школьного дела, его влияние на социальный прогресс дают исследования образова-тельных моделей различных цивилизаций, формаций, государств, идеологий, политических устройств.
Педагогика среднего специального образования: теоретические основы развиваются за счет заимствования, адаптации науч¬ных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.
Педагогика высшей школы - преемственность со школьной педагогикой. Среди современных науч¬ных проблем - создание технологий сочетания традиционных форм фронтального обучения с новыми - субъектно-ориентировочными, приспособленными к специфике личности студента, его свободному выбору уровня высшего образ.
Производственная педагогика – закономерность обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивания на новые профессии.
Социальная педагогика: теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых (в клубах, домах народного творчества, на спортивных базах, в студиях музыкального и театрального искусства и тому по¬добное).
Педагогика третьего возраста: система образования, развития, воспитание людей пенсионного возраста.
Специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тиф¬лопедагогика, олигофренопедагогика разрабатывают теоретиче¬ские основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии.

Главная страница =>к оглавлению

Все права на материалы принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам. 2012 г.