i-po.ru - шпаргалки для студента

56. Государственные нормативные документы в сфере образовании, их реализация в педагогической практике. Закон РФ «Об образовании»

Главная страница =>к оглавлению

Стратегия образования у них общая: повышение эффективности расходования бюджетных средств, повышение качества бюджетной образовательной услуги, введение новой системы оплаты труда, основанной на оценке результативности, введение нормативного подушевого финансирования, расширение общественного влияния на систему образования. Эта система принципов сложилась как общая и составляет сегодня основу политики образования в России.
Сегодня уже можно назвать ключевые принципы образовательной политики А. Фурсенко:
• открытость системы образования гражданскому обществу;
• делегирование ведомственных полномочий «заказчика» гражданскому обществу;
институциональная модернизация – регулирование на уровне норм, а не на уровне натурального «руководства школой»;
• соотнесение эффективности затрат с объемом этих затрат.
Статья 1. Государственная политика в области образования
1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.
3. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.
4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.
5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
Статья 2. Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Основные стратегические ориентиры образования теперь формируются мировым сообществом. В российском образовании гуманистические традиции, ориентация на развитие личности и обретение общечеловеческих ценностей совпали с современным пониманием целей и задач образования. Стратегический уровень образовательной политики воплощен в новой парадигме образования, которую определяют как совокупность общих методологических и теоретических установок и представлений, ориентиров, принятых педагогическим обществом. Это своего рода модель, которой руководствуются при постановке и решении педагогических проблем. Образовательная политика государства должна соответствовать принятой в мировой практике и признанной в России гуманистической, личностно и социально ориентированной, развивающей парадигме, которая воплощает на стратегическом уровне образовательной политики в основных целях и ориентирах, методологических установках развития образования, позволяющих выделить приоритеты, наметить траектории развития образования в целом, всех его уровней и типов. Отмечается необходимость направленности на взаимодополняемость широкого соц контекста и внимания к человеку, достойную оценку его самобытности и уникальности, веру в потенциальные возможности; вовлечение в сферу образования всех детей и подростков; широкий охват детей школьным образованием и т.д. Более высокая технологичность образования, его дифференцированность и вариативность, что способствует реализации творческого потенциала учащихся.
Образовательная политика должна строится на основе стратегических ориентиров, исходящих из гуманистической философии и проверенного арсенала идей социально-личностного подхода. Образовательная тактика по необходимости должна быть боле гибкой, вариативной с учетом вхождения в рыночные отношения, создания и совершенствования рыночных механизмов ресурсного обеспечения образования.
Для общества в целом непрерывное образование является специфической сферой государственной политики по обеспечению благоприятных, а в идеале оптимальных условий общего и профессионального развития личности каждого человека. Гуманистическая направленность этой политики основывается на положении о человеке как цели
Гуманизм непрерывного образования определяется его обращенностью к человеку как субъекту образовательного процесса, созданием максимально благоприятных возможностей для развития его творческой индивидуальности. Ценности и нормы культуры, искусство, нравственность, все достижения сферы духовной жизни превращаются из предмета изучения в органический компонент учебно-воспитательной и учебно-познавательной деятельности, в ту основу, которая определяет не только содержание образования, но и формы взаимоотношений между теми, кто учится, и теми, кто учит. Гуманитаризация образования составляет содержательную основу этого процесса и является важнейшим средством преодоления технократического отношения к действительности.
Демократизм образования определяется его доступностью, предоставлением каждому человеку возможности получения и развития своих знаний. Его неотъемлемая сторона – демократизация всего уклада жизни образовательных учреждений, их работа на принципах самоуправления, привлечения самих учащихся и заинтересованных групп населения к решению всех проблем, включая и вопросы финансирования образования. Демократизм образования предполагает созданием условий для удовлетворения запросов представителей разных социальных, национальных, возрастных, региональных и других общественных групп, обеспечения возможностей для свободного самоутверждения и самовыражения каждой личности в сфере образования.
Законодательно-нормативная база общего и профессионального образования:
• закон об образовании: содержит те основные принципы и положения, на основе которых строится и формируется стратегия и тактика образования. Эти положения обеспечивают как внешние соц-пед условия развития системы образования, так и внутренние пед условия жизнедеятельности. Особое значение имеет сохранение единства федерального, культурного и образовательного; свобода и плюрализм в образовании; открытость образования и т.д. Центральным звеном системы образования в РФ является общее среднее образование (сред обзеобр школы, школы с углуб изучением отдельных предмета, лицеи, вечерние школы, коррекционные школы). Гл задачи – создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения; осовение учащимися системы знаний о природе, обшестве, труде, приемах сам деятельности.
В соответствии с законом об образовании новой является трактовка существующих проф-технического и средне спец обр, которые рассматриваются как начальное и средне проф обр. Нач проф обр может быть получено в проф-тех училищах (на базе 9 лет) и др уч заведений данного уровня. Их цель – подготовка квалифиц-и специалистов по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности. Сред проф обр – подготовка специалистов сред звена на базе основного общего обр (11 кл). оно может быть получено в спец уч завед-ях или на первых курсах высщих.
• федеральный закон от 22 августа 96 г. «О высшем послевузовском проф образовании»
• концепция модернизации российского образования до 2010 года: Переходя от характеристики современного состояния дел в сфере образования к определению ориентиров развития образования Концепция заявляет об усилении роли органов государственной власти и управления образования в обеспечении высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций. Главной задачей российской образовательной политики объявляется обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В Концепции содержатся два раздела, посвящённых созданию условий для повышения качества общего образования (раздел 2.2) и профессионального образования (раздел 2.3). Применительно к общему образованию вызывают особый интерес два планируемых мероприятия. Первое – введение гибкой системы профилей обучения в старшей школе, в том числе путём кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Второе – создание независимой от органов управления образованием государственной системы оценки качества образования. В Концепции говорится, что основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных отраслях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, а также удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Прогрессивен и тезис об интеграции университетской, академической и отраслевой науки. Данное предложение можно логично увязать с предложением о кооперации вузов и учреждений общего образования. Не осталось без внимания и материально-техническое, финансовое направления развития профессионального образования. Согласно Концепции учреждения профессионального образования будут включены в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети. Вузы будут оснащены современным оборудованием, приборами, материалами. Для стимулирования научно-исследовательской деятельности преподавателей вузов будут расширены масштабы её финансовой государственной поддержки (гранты на конкурсной основе). Эти меры призваны обеспечить качество учебного процесса и поддержку научных исследований и разработок, осуществляемых вузами страны.
• концепция пед образования России на период до 2010
• о приоритетных направлениях развития непрерывного пед образования в России на 2001-2010 годы
• концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы: В Российской Федерации концепция создания исследователь¬ских университетов только начинает серьезно прорабатываться. В данном случае имеется в виду в первую очередь создание новых структур на основе добровольной интеграции университетов и академических институтов, а также государственных научных центров. В настоящее время достигнута договоренность о начале реализации пилотного проекта по созданию исследовательского университета на базе Новосибирского государственного универси¬тета; Главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образовани¬ем. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средне¬и долгосрочной перспективе. Роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в:
o создании условий для повышения конкурентоспособности лич¬ности;
o развитии инновационной сферы;
o изменении структуры экономики в пользу наукоемких отрас¬лей;
o формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;
o обеспечении социальной и профессиональной мобильности;
o формировании кадровой элиты общества, основанном на сво¬бодном развитии личности.
• болонская декларация 99 г: Суть дела такова. В 1999 г. страны ЕЭС договорились о создании «единого образовательного пространства», и эта договоренность была зафиксирована в виде Болонской декларации, согласно которой к 2010 году вся Западная Европа должна иметь единую систему высшей школы. Болонское соглашение подписали 33 из 45 стран Европы. РФ обязуется сменить свою систему на ту, что принята в ЕЭС, обязуется имитировать чужую систему. Система высшего образования должна быть подвергнута более чем радикальной реформе. Для начала оно станет двухуровневым, как в большинстве цивилизованных стран. На первом этапе (три-четыре года) готовятся специалисты самого широкого профиля. В других странах им, как правило, выдаются дипломы бакалавров. Затем происходит специализация до уровня магистров. Такая система убивает двух зайцев: экономит бюджетные деньги (один и тот же профессор читает лекции большему числу студентов, большинство студентов раньше заканчивают обучение) и повышает профессиональные умения новых специалистов». Должны измениться, согласно подписанной конвенции, уклад вуза, организация учебного процесса и программы, углубление индивидуализации уклада студенческой жизни. Важным средством для этого стало введение кредитов — множества курсов, каждому из которых присваивается «стоимость» в виде количества условных эквивалентных учебных часов. Из числа этих курсов, перечисленных в программе по каждой специальности, студент выбирает достаточное их число по индивидуальному плану и проходит их вне какой-либо стабильной группы (и даже часть из них вне какого-то определенного университета). Переход на такую систему является обязательным для стран, подписавших Болонскую конвенцию. Болонская конвенция предполагает обязательный переход на обезличенные отношения «преподаватель-студент» по принципу купли-продажи услуг.
• приоритетный национальный проект «Образование»: Приоритетный национальный проект в сфере образования предусматривает:
• государственную поддержку вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
• реализацию программы поддержки лучших учителей;
• информатизацию образования;
• создание новых университетских центров межрегионального развития на базе действующих вузов в Южном и Сибирском федеральных округах;
• поддержку талантливой молодёжи;
• развитие системы профессиональной подготовки в армии;
• поддержку одного из главных направлений деятельности образовательного учреждения – воспитание школьников.

Главная страница =>к оглавлению

Все права на материалы принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам. 2012 г.