i-po.ru - шпаргалки для студента

4. Теоретические предпосылки становления педагогики, как науки. Педагогика в системе наук о человеке. Её предмет, функции и структура.

Главная страница =>к оглавлению

Слово «педагогика» употребляется в 4 значениях:
как явление жизни, то есть как процесс реального обучения, воспитания, образования, развития и самосовершенствования людей в педагогических учреждениях, в жизни каждого человека, общества и деятельности государства.
Как наука, изучающая педагогические явления и разрабатывающая способы их оптимизации в интересах человека, общества и государства.
Как учебная дисциплина, содержащая достижения педагогической науки и связывающая их с педагогической практикой.
Как педагогическая практика, воплощающая рекомендации и положения системаобразующей педагогической науки и учебной дисциплины, а также смежных наук и дисциплин в живую работу с людьми.
Педагогика как наука: наука является одной из форм общественного сознания, наряду с искусством. Наука представлена закономерностями. Формирование закономерности образования, воспитания, обучения – ее социальные функции. Педагогика связана со всеми формами общественного сознания, так как социум влияет на педагогику, а педагогика на социум.
Педагогика как наука представляет собой особую сферу человеческой познавательной деятельности и форму общественного педагогического сознания, ориентированных на познание пед действительности, производство системы достоверных знаний о ней в целях эффективной практики воспитания, образования, обучения, развития, саомовершенствования людей всех возрастов и групп, помощи им в полной жизненной самореализации, а обществу – в построении цивилизованной жизни граждан, развитии в благополучном будущем.
Возникновение и начальное развитие пед идей на территории России происходило под влияние задач и проблем, связанных с появлением государственности, развитием национального самопознания и культуры, средств и способов хозяйственности, развитием национального самосознания и культуры, необходимостью защиты от врагов. В оде их решения формировался менталитет россиян, их психология, система жизненных ценностей, воспитание молодых поколений. С XVIII века отечественная педагогика начала испытывать серьезное влияние со стороны запада, но не утратила своих самобытных черт.
Эпоха с начала XVIII и до конца XX века может быть названа эпохой возникновения и развития отечественной системы образования в России и отечественной научной педагогики.
Реформаторские преобразования Петра I открыли широкие возможности для проникновения в Россию достижений западноевропейских наук, педагогики и опыта образования, а также специалистов в этих областях. Появились западники и славянофилы. Эти 2 направления конкурировали в педагогической практике в течение последующих 2 столетий, вплоть до 1917 года, но научная педагогика в целом развивалась в соответствии с прогрессивной тенденцией.
XVIII век
Большой вклад в развитие русской педагогический мыли XVIII века внес Михаил Васильевич Ломоносов, который связывал прогресс российского общества с развитием наук и просвещения. В 1755 г. по его проекту и при непосредственном участии был открыт Московский университет, расширено число гимназий, введено преподавание на русском языке и его углубленное изучение; сам написал ряд учебников, работал по улучшению условий подготовки отечественных ученых.
Василий Николаевич Татищев известен инициативами по созданию в России Академии ремесел, ремесленных школ с преподаванием механики, металлургии и др., организации горнозаводских школ на Урале, сформулировал принципы обучения школьников различным «мастертсвам», ввел практические занятия на определенной стадии общеобразовательной подготовки и учет склонностей и возможностей детей при выборе профессии, стал зачинателем профессионально-технического образования в России.
Иван Иванович Безцкой представил Екатерине II план школьной реформы, в котором изложил педагогические взгляды, сложившиеся под влиянием трудов Дж. Локка, Ж. Ж. Ркссо, К. А. Гальвеция. Основной задачей школ считалось воспитание новых людей - особенно нравственное, совершенного человека и гражданина, а не профессионала, поэтому обучению отводилась второстепенная роль.
XIX век
Развитие капитализма в России XIX века способствовало проникновению в российское общество идей французской революции о всеобщем народном образовании – общем для всех граждан, бесплатном в пределах знания, необходимого всем людям. Началось с Устава 1804 года, в котором доктрина официальной педагогики включала православие, самодержавие и народность. Были созданы гос гимназии, но пед процесс строился по устаревшим канонам. Педагогические идеи Устава о «приучении учащихся к трудолюбию, возбуждению у них охоты к учению, воспитанию честности и благонравия, исправлению дурных наклонностей» и многом другом внедрялось плохо.
Педагогические воззрения декабристов, а затем и революционных демократов отличались требованиями реальной народности воспитания и демократизации управления школой, критикой перед раболепием перед западом, выдвижением в качестве идеала нового человека – революционного борца с общественным злом, то есть самодержавно-крепостническим правом. Они подчеркивали важность выполнения своей миссии учителям, ценность их педагогических и гражданских качеств. Эти педагогические положения содержались в рудах Александра Николаевича Радищева, Виссариона Григорьевича Белинского, Александра Ивановича Герцена, Николая Александровича Добролюбова, Николая Гавриловича Чернышевского, Дмитрия Ивановича Писарева и др. Их педагогика способствовала демократизации общественного сознания, раскрепощению пед мышления и подготовила реформу образования 60 годов.
Отмена крепостничества в 1861 году и другие соц перемены этого времени стали катализатором начала широкого общественно-педагогического движения, активизировали творческий потенциал российской интеллигенции, проявившийся в интенсивном развитии пед мысли.
Константин Дмитриевич Ушинский стал, по существу, основоположником научной педагогики в России. Исследования Ушинского охватывают практически весь круг вопросов школы и работы с подрастающим поколением. Центральными в его работах выступают идеи народного воспитания, права народа на полноценное образование, признание творческой силы народа в историческом процессе, приоритета воспитания в «создании истории». Наряду с проработкой вопросов воспитания он тщательно исследовал состояние образования, разработал его дидактическую систему, утвердил принцип единства обучения и воспитания, уделял большое влияние развитию личности учащихся. Труд рассматривался как важнейший фактор воспитания и образования. В нравственном воспитание делал акцент на патриотизм. Уделял большое внимание активности учащихся и способам ее повышения, отводил значимую роль деятельности учителя в достижении результата.
Петр Федорович Каптеров разрабатывал проблемы дошкольного образования и семейного обучения и воспитания, под своей редакцией издавал специальную энциклопедию. Внес много нового в теорию образования и пед процесса, выдвинул теорию автономности и свободы последнего не только от церкви, но и от давления государства и политических течений. Разрабатывал вопросы теории формирования личности свободного гражданина на основе универсальных общечеловеческих начал. Отстаивал важность свободы школьного самоуправления, независимости пед совета, сходов и собраний для учительства. Подчеркивал активный характер педагогики, которая должна учить знанию ради действия.
Лев Николаевич Толстой занимался педагогикой 50 лет своей жизни. Изучал состояние педагогики и образования в странах Европы. Повышенное внимание уделял первичному обучению детей, выступая как учитель-новатор, организатор образования и как мыслитель, видевший решение жизненных и общественных проблем на путях духовно-нравственного развития личности.
Василий Порвирьевич Вахтеров разработал не потерявшую своего значения теорию и методику развивающего образования, обучения и воспитания. Специально занимался методами пед исследования, выдвинул научный принцип как определяющий при решении всех пед проблем.
Социалистическая педагогика 1917-1993 г. Социалистический период характерен заимствованием теории и практики воспитания и образования идей, заложенных в трудах социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, К. Сен-Симона, Р.Оэна, Ф. Фурье, а также основоположниками учении о коммунистическом воспитании - К. Маркса, Ф. Энгельса. Последние разработали теорию улучшения воспитания трудящихся при капитализме и наметили основу воспитания при социализме, которые были видоизменены в практике советского времени.
Исторически 1917-1956 годы характеризовались кардинальными преобразованиями в системе образования, обучения и воспитания как подрастающего, так и взрослого населения. Утвердились принципы обязательности образования для всех детей, открытости школы для всех (независимо от социального положения и национальности), бесплатной, трудовой и политехнической, единой для лиц обоего пола. В 1930-40 годы произошла идеологизация школы. Резко возросло число людей, обучающихся в вузах. Этот период отличается проработкой основ соц педагогики, в которой выделялись работы К. Н. Вентцеля, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, А. П. Пинкевича, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко и др.
1956-1980 были характерны попытками модернизации образования. Произошло ослабление идеологического диктата, были приняты меры по улучшению соединения обучения с производственным трудом, активному участию школы в общественной жизни, усилению политехнического содержания образования, придания ему развивающего характера и др. Это диктовалось веяниями НТР и потребностями государства. В этот период разработку теории и практики педагогики продуктивно осуществляли В. А, Сухомлинский, Ю. К. Бабанский, Н. К. Гончаров, М. Н. Скаткин, М. А. Данилов, М. И. Махмутов и др. педагоги-новаторы.
К 90м годам признаки отставания от темпов развития по сравнению с развитыми странами стали очевидными. Ряд кратковременных реформ периода перестройки на рубеже 90-х наметил отход от единого типа учебных заведений, открыл возможности разработки вариативных учебных планов и усиления гуманизации учебной деятельности, предоставил педагогам большие возможности для проявления творческой самостоятельности, способствовал демократизации управления народным образованием.
Встречается мнение, что педагогика- это искусство (опираются на т. з . педагога XIX века К, Д. Ушинского, считавшего, что ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками). Такое понимание оторвано от практики и неактуально сегодня. Наука формирует новые знание, нужные для практики, и создает новую практику, следовательно, - педагогика - это наука. Бывает и такая аргументация педагогики как искусства: наука предписывает строгие обобщенные правила, а пед работа с человеком индивидуализирована, ситуативная, неповторима в каждый момент, представляет собой творчество, приравненное к искусству, требует от педагога особого дара.
Представление о педагогике только как об искусстве противоречит аксиоматическому положению общенаучной методологии о единстве общего, особенного и единичного в явлениях реального мира. Чтобы познать конкретное явление, нужно обязательно увидеть в нем признаки общего и особенного (типовых вариантов общего). Вооружая педагога системой достоверных знаний о сущности педагогических явлений и методах применения на практике, педагогическая наука открывает возможность успешно действовать в конкретных ситуациях, учитывать уникальное в них.
Существенно и сохраняется у отдельных теоретиков мнение, что педагогика не наука, а практика, использующая достижения многих наук, что она «комплексная наука». Подобные ошибочные утверждения фактически отрицают педагогику как отдельную науку и освобождают ее от необходимости исследовать свои собственные проблемы.
Человек и педагогика: педагогика стала неотъемлемой частью цивилизованности современного человека, так как забота о собственной воспитанности, образованности, облученности, развитости и их непрерывном совершенствовании – в интересах каждого человека. Любому взрослому, имеющему детей, нужно иметь педагогический опыт. Есть 5 видов связи профессиональной деятельности и педагогики:
1) проявление в деятельности и ее результатах собственных педагогических особенностей профессионала – его общей и проф воспитанности, образованности, облученности, проф мастерства, опыта и т. д.
2) зависимость трудовой карьеры от жизненного пути человека от непрерывного самосовершенствования себя как личности и профессионала: то, что приобрел человек в уч заведении – лишь начало, в процессе труда меняются качество, навыки, умения и т.д.
3) влияние на карьеру профессионала и жизненные успехи находящегося в любом возрасте, воспитанности, образованности, облученности и развитости других людей, с которыми приходится вместе жить и работать, окружающую его среду.
4) связь решения определенных профессиональных и жизненных проблем с необходимостью использования рекомендаций и методов в педагогике. Особенно отчетливо это выступает в профессиях, связанных с работой с людьми, решением их проблем и влиянием на них: соц работника, юриста, журналиста и т.д. Такие профессии требуют понимания людей, индивидуального подхода, педагогически рассчитанного общения и .т.д.Занятие даже первичной руководящей должности, когда появляются подчиненные, порождает необходимость пользоваться пед рекомендациями более активно, заниматься их обучением и воспитанием, сплочением коллектива и т.д.
5) сознательное или бессознательное внесение своими действиями, продуктами труда изменений в условиях жизни других людей, оказывая при этом на них социально-педагогическое влияние. Гуманистические вопросы профессиональной деятельности приобрели особое значение, когда человек обязан думать, как его действия отразятся на других людях, их воспитанности, поведении и жизни.
Т. о. профессиональная деятельность независимо от воли и желаний каждого человека сталкивает его с пед явлениями, влияниями и зависимостями.
Практически все, что характеризует общество и деятельность государства, образует сферу педагогических влияний на население. Общество – социальная система, в числе системообразующих свойств и функций которой есть и педагогические.
Объект педагогики. А.С. Макаренко в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)”. При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Предмет педагогики. Образование изучает не только педагогика. Его изучают и другие науки, которые вносят ценный и необходимый вклад, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука - педагогика.
Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;
диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:
проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В.В. Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Главная страница =>к оглавлению

Все права на материалы принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам. 2012 г.