i-po.ru - шпаргалки для студента

27. Сущность и содержание проблемного обучения. Перспективы применения проблемного обучения. Перспективы применения проблемного обучения в современной школе.

Главная страница =>к оглавлению

В основе технологии проблемного обучения лежат работы Т.В.Кудрявцева, А.М.Матюшкина, М.И.Махмудова, В.Оконя и др. Содержание проблемного обучения составляют следующие компоненты: 1) проблемная ситуация- познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Познавательная задача вызывает у учащихся стремление к самостоятельным поискам ее решения путем мобилизации имеющихся знаний только если она основана на предшествующем опыте и является следующим шагом в изучении предмета. Проблемные ситуации классифицируют по:
направленности на приобретение нового (знания, способы действия, возможности применения знаний и умений в новых условиях, изменения отношений);
степени трудности и остроте (зависит от подготовленности учащихся);
характеру противоречий (между житейским и научным знанием).
Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Создание проблемной ситуации предполагает: 1) наличие проблемы, затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным; недостаточность стандартных средств решения; 2) наличие учебно-познавательной потребности обучающегося; 3) наличие у субъекта интеллектуальных возможностей решать задачу. Нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию.
2) разрешение проблемы- учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающей информации; 3) приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Он завершается возникновением «озарения» («Я знаю, как сделать!»). 4) решение проблемы, верификация (проверки) полученных результатов, сопоставление с исходной гипотезой, систематизация и обобщение добытых знаний, умений.
Деятельность участников образовательного процесса с применением подхода проблемного обучения
Деятельность ученика Деятельность учителя
Усмотрение проблемы, ее формулировка Нахождение способа создания проблемной ситуации, перебор возможных вариантов ее решения учеником
Анализ условий, отделение известного от неизвестного Руководство усмотрением проблемы учащимися
Выдвижение гипотез и выбор плана решения Уточнение формулировки проблемы
Реализация плана решения Оказание помощи учащимся в анализе условий
Поиск способов проверки правильности действий и результатов Помощь в выборе плана решения
Консультирование в процессе решения
Помощь в нахождении способов самоконтроля
Разбор индивидуальных ошибок ил общее обсуждение решения проблемы
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной последовательной деятельности. 1) проблемное изложение - наименьшая познавательная самостоятельность учащихся, сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем: учитель вскрывает путь решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, делает их как бы соучастниками научного поиска; 2) частично-поисковая деятельность: работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы; 3) исследовательская деятельность: самостоятельный поиск учеником решения проблемы.
Проблемное обучение способствует развитию умственных способностей, самостоятельности и творческого мышления учащихся, оно обеспечивает прочность и действенность знаний, поскольку эмоционально по своей природе, вызывает чувство удовлетворения от познания. В то же время оно имеет ограничения в своем применении, поскольку неэкономично, хотя и может использоваться на всех этапах объяснительно-иллюстративного обучения. В чистом виде проблемное обучение в школе не организуется, и это объяснимо: значительная часть знаний должна быть усвоена с опорой на методы традиционного обучения (фактологические сведения, аксиомы, иллюстрации тех или иных явлений и т.п.). Организация в проблемной ситуации требует от учителя больших усилий.

Главная страница =>к оглавлению

Все права на материалы принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам. 2012 г.