i-po.ru - шпаргалки для студента

22. Становление урока как основной формы учебных занятий. Формы учебных занятий в современно образовательном учреждении.

Главная страница =>к оглавлению

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА — организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Осн. формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и образовательными программами. Уроки проводятся по твёрдому расписанию, составленному на основе учебного плана. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытные участки.
Исторически К.-у.с. обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповой системам, не обеспечивающим охвата большого числа учащихся. Утверждение К.-у.с. обучения относят к деятельности страсбургской школы И. Штурма (1538). Развитие К.-у.с. обучения в России в 19 в. связано гл.о. с трудами К.Д. Ушинского. В качестве достоинства К.-у.с. обучения отмечаются: организационная упорядоченность системы обучения и руководства ею, систематический и последовательный характер овладения содержанием образования. Вместе с тем ориентировка К.-у.с. обучения на среднего ученика создаёт трудности для слабых и задерживает развитие более сильных учащихся. Поэтому методика и техника урока в классе предполагает индивидуализацию заданий и задач, эффективные приёмы организации внимания более или менее развитых учащихся.
Творческие поиски учёных-педагогов и учителей направлены на совершенствование К.-у.с. обучения, поиски новых оптимальных организационных форм обучения, содействующих активизации умственной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности, осуществлению индивидуального подхода к учащимся и т.д.
Урок — форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения. У. проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определённого промежутка времени (как правило, 45 мин; в начальной школе может быть 30- 35 мин).
Возможность одновременного обучения одним учителем большого количества учащихся (30-50 чел.) одинакового возраста и уровня подготовки впервые обоснована Я.А. Коменским. Гл. задачей учителя для такой системы обучения была передача учащимся готовых знаний. У. чередовались с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или даже на год. Ученик на У. выступал лишь объектом педагогического воздействия. У. оставался почти единственной формой организации учебных занятий до середины 60-х гг. 20 в.
80-е гг. ознаменовались весьма жёсткой критикой "застойной" школы и педагогической науки. Были предложены новые типы школ, педагогические технологии, инновационные методы обучения, альтернативные учебные планы и т.д., расширялось само понятие "У.". Изменения в У. как форме организации занятий возникли и при введении т.н. концентрированного обучения (обучение "путем погружения" - для изучения в рамках одного предмета крупной темы, раздела), профильного обучения (в старших классах), создании классов выравнивания и т.д.
Однако до сих пор нерешёнными проблемами У. являются: нерациональная трата учебного времени, необходимость разноуровневого обучения, для которого неприемлема структура сложившихся классных коллективов, и др.
Сложилось несколько типов У. Наиболее распространён комбинированный У. Он состоит из организационной части (1-2 мин), проверки домашнего задания (10-12 мин), изучения нового материала (15-20 мин), его закрепления и выполнения практических заданий (10-15 мин), подведения итогов (5 мин), домашнего задания (2-3 мин). У. закрепления нового материала проводится преимущественно в старших классах в форме лекции, конференции, проблемного У., киноурока и др. У. закрепления знаний и умений осуществляется в форме семинара, практикума, экскурсии, лабораторного практикума и др. У. обобщения и систематизации имеет целью системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы. У. контроля и коррекции знаний, умений и навыков помогает оценить результаты учения, уровень обученности, степень готовности применять полученные знания.
Главное при подготовке урока – определение его цели. Цель должна отличаться конкретностью, предусматривать постановку соответствующих дидактических задач, а также задач развития и воспитанности учащихся.
К современному уроку предъявляется ряд требования:
урок должен строится на основе современных достижений пед науки;
четкое определение целей, задач и структуры урока;
использование передовых образовательных технологий;
организация активной познавательной деятельности учеников на уроке;
соблюдение психологических и гигиенических условий продуктивной учебной деятельности.

Главная страница =>к оглавлению

Все права на материалы принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам. 2012 г.