i-po.ru - шпаргалки для студента

20. Классификации методов обучения. Подходы, основания

Главная страница =>к оглавлению

Известный методолог педагогики В.В. Краевский указывает, что «методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих ... педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований».
В.И. Загвязинский считает, что педагогическая методология включает в себя: уче¬ние о структуре и функциях педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике; исходные, ключевые, фундаментальные социально-педагогические по¬ложения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл; учение о способах использования добытых знаний для совершенствования практики; учение о логике и методах социально-педагогического поиска.
Метод обучения – это способ организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения. Различают методы преподавания и методы учения. В методе обучения проявляется единство методов преподавания и учения, поэтому он представляет собой способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Методы обучения отражают методы познания соответствующей науки, но и имеют и свою специфику, связанную с тем, что учение есть специфическая познавательная деятельность. В дидактике проблема методов и их классификации является основной.
В методе обучения должна быть обозначена цель обучения, даны указания на способы усвоения содержания обучения, описан характер взаимодействия обучающегося и обучаемых. Метод, с одной стороны, может выступать как средства достижения цели обучения, а с другой – содержать описание того, как необходимо осуществлять управляемую обучающую деятельность.
Методы обучения всегда реализуются с помощью средств обучения, поэтому они взаимосвязаны. Появление новых средств обучения ведет к обновлению методов обучения.
В структуре метода обучения можно выделить:
• целевую составляющую;
• деятельностную составляющую;
• средства обучения.
В общем случае достигнутая цель может не совпадать с той, которую составил учитель в начале обучения. Цель обучения достигается через деятельность учителя и ученика с подключением средств обучения посредством механизма движения к цели. Главным в схеме метода является то, каким образом и каким механизмом подключаются все составные элементы в процессе достижения поставленной цели.
Методы обучения выполняют следующие основные функции:
• мотивационную;
• организационную;
• обучающую;
• развивающую;
• воспитывающую.
Все функции взаимно проникают друг в друга. Наряду с термином «метод обучения» часто используют «педагогический (дидактический) прием», определяемый как составная часть метода обучения, его элемент, отдельный шаг в реализации метода обучения. Можно выделить приемы, которые достаточно часто используются в работе учителя:
показ (наглядного объекта, опыта, практического действия, умственного действия и т.д.);
постановка вопроса;
выдача задания;
инструктаж.
Методы обучения реализуются в различных формах с помощью различных средств обучения. Каждый из методов успешно решает лишь какие-то определенные задачи обучения, а другие – менее успешно. Универсальных методов обучения не существует, поэтому на уроке должны применяться разнообразные методы, их сочетание. Выбор метода обучения зависит:
дидактических целей;
содержания обучения;
уровня развития учащихся и развития их учебных навыков;
опыта и уровня подготовки педагога.
Использование учителем группы методов меняется с возрастом учащихся. Порядок использования методов также меняется в зависимости от уровня подготовки учащихся квалификации учителя.
КЛАССИФИКАЦИИ
По характеру познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивный, т. к. суть состоит в передаче учебной информации обычно в готовом виде и восприятии ее учениками. При этом используются различные средства обучения, в том числе наглядные. Деятельность учителя состоит при этом не только в передаче информации, но и организации ее восприятия учениками);
репродуктивные (отличаются от предыдущих наличием таких элементов
как объяснение знаний учителем, запоминание их учениками и последующее воспроизведение (репродукция). Необходимая прочность усвоения достигается путем многократного повторения);
проблемный (выявлять противоречия с целью поиска их решений. Разрешение противоречий и является путем познания, не только научного, но и учебного. Создавая проблемные ситуации, мы добиваемся того, что само незнание приобретает активную форму, стимулирует познавательную учебную деятельность, так как процесс разрешения противоречия – выработка нового знания);
эвристический (учитель путем наводящих вопросов заставляет обучаемого прийти к самостоятельному решению поставленного вопроса. Учитель организует поиск новых знаний с помощью различных средств . Часть знаний учитель сообщает ученикам, а часть они добывают сами в процессе рения поставленных задач, поиска ответов на вопросов. Характерным приемом является расчленение задачи на подзадачи, которые ученики последовательно выполняют, поэтому этот метод называют частично поисковым);
исследовательский (учитель вместе с учениками формулирует задачу, а учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания в процессе исследования поставленной задачи и сравнения различных вариантов ее решения. В ходе решения поставленных задач ученики овладевают методами научного познания, приобретают опыт исследовательской деятельности).
Эвристический и исследовательский методы обучения предусматривают высокую степень самостоятельной познавательной деятельности учеников в самостоятельном добывании знаний и обычно используются в старших классах с учетом уровня подготовки учащихся.
По дидактическим целям:
методы приобретения новых знаний (объяснительно-иллюстративный, устного изложения, работа с книгой, беседа, проблемный, эвристический, исследовательский методы);
методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике (упражнения, практические и лабораторные работы);
методы проверки и оценки знаний на практике (устный и письменный контроль, тестовые и программированные задания, само- и взаимопроверка, зачет, экзамен и пр.).
Кибернетический подход: (Ю. К. Бабанский – согласно кибернетическому подходу, в любой сложной деятельности выделяют 3 составляющие: организацию, суммирование и контроль, выполняющий функцию обратной связи):
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (подгруппа методов, выделяющихся по источнику информации: словесные, наглядные, практические; по логике мышления: индуктивные и дедуктивные; степени самостоятельности и активности познавательной деятельности: репродуктивные, проблемные, поисковые);
методы суммирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, направленные на формирование положительной мотивации учения и активизацию деятельности учащихся (методы мотивации учебной деятельности; методы формирования познавательных интересов: побуждение положительных эмоций, радости, эмоционального переживания, удивления, новизны, актуальности, занимательности и др.; методы стимулирования долга и ответственности: разъяснение значимости учения, требования, поощрения и наказания; методы создания ситуации успеха; познавательны дидактические игры);
методы контроля и самоконтроля эффективности познавательной деятельности, направленные на получение информации о ходе и результатах процесса обучения, выполняют обратную связь (методы контроля; методы само- и взаимоконтроля, которые позволяют формировать навык самостоятельной добычи знаний).
Методы устного изложения: рассказ, объяснение, беседа, лекция.
Рассказ – последовательное изложение уч материала учителем. Обычно его применяют для материала, имеющего описательный характер, на всех этапах обучения, особенно в начальной школе. По длительности рассказ должен быть коротким и сочетаться с другими методами.
Объяснение – изложение уч материала с использование доказательств, пояснения, повтора. Его обычно применяют при изучении сложных вопросов и теоретического материла, используются различные средства наглядности.
Беседа – диалогический метод обучения в форме вопросов и ответов. Беседы делятся на катехизические и поисковые (эвристические). Кроме того беседы бывают вводные, заключительные, индивидуальные групповые. Цель катехизической беседы – проверить и вывить уровень знаний учащихся, их готовность к усвоению нового материала. Цель эвристической беседы – сообщить новые знания. В этом случае вопросы необходимо ставить в некоторой последовательности, вопросы должны требовать рассуждений.
Лекция – устное изложение учебного материала большого объема, отличающегося строгой логической последовательностью. В школах – в основном в старших классах, обычно вводные и заключительные. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
сообщать учащимся план лекции;
осуществлять логически стройное изложение материала в соответствии с планом лекции;
выдерживать определенный темп изложения, доступный для большинства учащихся;
обучать учащихся выделять главное, конспектировать основные модели, делать резюме и выводы.
Наглядные методы:
Наглядные методы используются совместно со совестными и практическими методами. Тесно связаны с применяемы наглядными пособиями и ТСО. Включают демонстрацию учащимся плакатов, схем, комп. средств и т.д.
Условия эффективности применения:
наглядность должна соответствовать уровню развития учащихся;
все учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый объект;
необходимо выделять главное и существенное в демонстрации;
демонстрация опытов должна сопровождаться вычерчиванием схемы опыта или установки, макета прибора и т.д.
демонстрация должна быть согласована с содержанием учебного материла.
Практические методы: упражнения, практические, лабораторные работы:
Цель – формирование практических умений и навыков.
Упражнения – многократное, повторное выполнение умственных и практических действий с целью овладения этими действиями , выработки навыка их выполнения. Без применения упражнений невозможно сформировать умения и навыки. Различают упражнения: устные, письменные, графические, практические, трудовые, физические и т.д.
Эффективность достигается:
сознательность выполнения;
знание правил поведения;
рациональное распределение повторений во времени.
Лабораторные работы – проведение учащимися опытов с использованием приборов, спец оборудования, инструментов и тех приспособлений. Метод практических работ – предполагает применение полученных знаний к рению практических задач, формирует умение применять теорию на практике. Практические работы могут выполняться как в классе, так и вне его. Важный этап их выполнения – инструктаж и показ учителем правильных приемов выполнения действий.
Дидактическая игра – вид учебной деятельности, моделирующей изучаемый объект, явление, процесс. Цель игры – стимулирование познавательного интереса и активности учащихся. Предметом игр обычно является человеческая деятельность.
Под технологией обучения понимается система способов, приемов, шагов последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач обучения и развития личности учащихся. В основе такого подхода лежит идея о возможности полного управления процессом обучения и воспроизводимости результатов. Педагогическая технология имеет очень сложную и шибкую структуру за счет наличия обратной связи. Пед технология допускает изменение последовательности этапов обучения, используемых методов и средств, однако должна давать на выходе учащихся с определенным уровнем знаний, умений и навыков. Она имеет специфические особенности:
в основе технологии лежит та или иная пед концепция и определенный дидактический процесс;
воспроизводимость – возможность воспроизведения технологии в других однотипных учебных заведениях, другими преподавателями;
управляемость, понимаемая как проектируемость технологии, направленность на заданный результат, наличие алгоритма достижения поставленных целей;
ни одна технология обучения не может гарантированно дать после одного цикла обучения сразу 100%й результат.
Многие технологии обучения и воспитания носили ярко выраженный авторский характер, отражали особенности личности их создателя и умирали вместе с ними(А. С. Макаренко, В. А, Сухомлинский). В современной педагогике многие технологии появились с приходом программированного обучения в середине XX века, когда стали применяться контролирующие машины и технические средства обучения. Использование идей кибернетики, информатики и системного подхода породило взгляд на обучение как на процесс, которым можно управлять и получать воспроизводимые результаты заданного качества. Большинство учителей пользуются готовыми методическими разработками и материалами, которые освобождают их от чисто рутинной работы и дают время для творчества, тем самым используют элементы обучающих технологий.
Технология обучения позволяет обеспечить решение главной задачи – управляемость процесса обучения и гарантированность получения заданного результата. Одним из требований к технологии является требование к ее воспроизводимости. При разработке технологии обучения прежде всего необходимо:
уточнить цели обучения на каждом этапе, придавая им диагностируемый вид;
определить набор необходимых диагностических инструментов, позволяющих определить степень достижения целей на каждом этапе;
подобрать систему методов, приемов и средств обучения, позволяющих обеспечить решение поставленных дидактических задач.
Вся пед деятельность должна быть организована в виде системы последовательных процедурных действий, включающих обязательную связь. По сравнению с обучением по тем или иным методикам технология центральной задачей ставит определение целей обучения и объективных методов контроля их достижения. Методы контроля призваны обеспечить обратную связь и должны содержать стандартные задания, обычно в виде системы тестов для проверки уровня достижения поставленных целей. Именно направленность на ученика отличает во многом технологию обучения от традиционных методик. В структуре технологии обучении выделяют следующие элементы:
предварительную диагностику уровня усвоения учебного материала для определения групп учащихся с однородным уровнем.
организацию учебного процесса с использованием заранее разработанных методик;
контроль усвоения на каждом этапе обучения. Если коэффициент усвоения <0,7, то обучение повторяют;
диагностику с помощью тестов причин пробелов в знаниях и отставания;
выбор методик для ликвидации отставания.
Современные технологии обучения создают так, чтобы они были ориентированы на использование компьютеров, поэтому они обычно включают в себя как обязательный компонент компьютерную обучающую и контролирующую программу, адаптирующуюся к уровню учащихся. Технологии обучения, ориентированные на использование компьютеров и современных методов обработки, хранения, передачи информации, называют информационными технологиями обучения.

Главная страница =>к оглавлению

Все права на материалы принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам. 2012 г.