i-po.ru - шпаргалки для студента

20.Пояснить методику обучения детей дошкольного возраста технике вырезания.

Главная страница =>к оглавлению

Обучение детей дошкольного возраста технике вырезания воспитатель осуществляет с средней группы. В течение учебного года дети должны овладеть различными элементарными приемами вырезания: правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой, делать косые срезы и вырезать предметы округлых форм. Технические приемы работы ножницами дети осваивают постепенно. Процесс этот длительный, требующий неоднократных повторений, упражнений, но упражнения должны быть доступными и интересными. При обучении воспитатель использует информационно-рецептивный метод (обучающий). На первых занятиях воспитатель показывает, как правильно держать ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены от себя вперед. Демонстрируя приемы разрезания бумаги, воспитатель показывает: сначала раскрывают лезвия, левой рукой вкладывают узкую полоску бумаги, нажимают на кольца ножниц – получается полосочка. При разрезании широких полос бумаги педагог показывает приемы продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге – ножницы «шагают». Тематика занятий должна быть разнообразной (воспитатель использует игровые приемы. Например, из вырезанных полосок (как из узких так и широких) можно составить изображение – солнышко, цветок, билеты для театра, чеки для игры в магазин, лесенка, скамеечка, ворота. Эти изображения дополнить силуэтами, которые помогают создать образ, например, кошка карабкается по лесенке, под воротами проезжает машина и т.п.). После таких занятий, одинаковый по своему программному содержанию, но разных по образности и выразительности, можно провести занятие на развитие творческой активности детей (эвристический метод): из нарезанных цветных полосок создать различные предметные изображения, узоры, композиции (цветы, звезды, флажки и т.п.). На последующих занятиях детей обучают косым срезам у прямоугольников, учат разрезать квадраты по диагонали (с уголка на уголок). С помощью аппликации дети изображают дом с крышей и окнами, лодку с парусом, чашку с блюдцем и т.п. Квадратами и треугольниками дети украшают полоску – шарфик, полотенце; квадрат – ковер, салфетка; круг- тарелочка. Для выполнения декоративных работ дети получают небольшие готовые круги, овалы, силуэты цветов, листьев.
Наиболее трудный прием для детей – вырезание округлых форм. Отбирая предметные изображения, педагог учитывает посильность объема работы. Дети могут вырезать снеговика, неваляшку, пирамидку и т.п. Все действия воспитатель сопровождает четкими словесными пояснениями, указания, иногда прибегая к образным сравнениям («начну вырезать овал с середины маленькой стороны прямоугольника, буду плавно закруглять уголок до середины большой его стороны так, чтобы уголок отпал»). Способы составления наиболее трудных изображений воспитатель демонстрирует на фланелеграфе. В некоторых случаях эффективен репродуктивный метод – упражнение в том или ином способе, что помогает детям осмысленно подходить к приемам вырезания, закрепляет навыки и умения для создания изображения.
В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по обучению детей технике вырезания. Вводится симметричное вырезание, силуэтное вырезание, вырезание из бумаги, сложенной гармошкой.
Обучая вырезания предметов симметричной формы воспитатель использует информационно-рецептивный метод, т.е. полный показ и объяснение способов вырезания. Для выполнения изображения используются простые формы, например, овощи, фрукты, листья, затем задание усложняется: вазочка, петрушка, бабочка, кукольные платья и т.п. При обучении целесообразны тренировочные действия, а в некоторых случаях «прорисовка» пальцем контура на листе бумаги, сложенной пополам (акцентируется внимание: обводится половина контура, другая половина закрывается листом бумаги). Так, постепенно овладевая понятием «половина предмета», дети учатся сознательно использовать этот прием. На освоение вырезания одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, подбираются самые различные предметные изображения: веточка с листьями, цветы, елочные бусы, елочные игрушки. Широко используется прием парного вырезания в декоративной аппликации, где требуется много одинаковых элементов. Дети украшают узорами полоску (шарфик, полотенце, дорожка), квадрат (ковер, платок, салфетка, скатерть), круг (тарелка, поднос, салфетка, круглый коврик), треугольник (косынка, колпачок петрушки), готовые силуэты ( фартучек, зонтик, чайник, шапочка и т.п.). При обучении силуэтному вырезанию воспитатель, прибегая к показу, обращает внимание детей на линию контура, на пространственное положение и величинные отношения, на движение ножниц. Получившееся изображение можно приклеить на фланелеграф, чтобы дети могли его видеть. Показ приемов вырезания в старшем дошкольном возрасте частичный, к показу воспитатель привлекает детей, что развивает их самостоятельность, активность.
Таким образом, разнообразные методы и приемы обучения технике работы с ножницами и технике вырезания воспитатель применяет в единстве и взаимосвязи.

Главная страница =>к оглавлению

Все права на материалы принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам. 2012 г.