i-po.ru - шпаргалки для студента

19.Показать методику обучения навыкам слушания музыки детей д/в.

Главная страница =>к оглавлению

Любовь к музыке, потребность в ней формируется у ребенка прежде всего в процессе слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. В нашей жизни музыка звучит повсюду - на радио, телевидении, в грамзаписи, театрах, концертных залах. Но такие встречи детей с музыкой носят случайный характер, а для развития музыкальной восприимчивости необходимо последовательное руководство процессом слушания.
В содержании программы по слушанию музыки можно выделить 3 основных направления:
- ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление
музыкальных впечатлений;
- развитие музыкальных способностей и навыков культуры слушания;
- развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес,
средств их выразительности, формирование музыкального вкуса.
Каковы же методы и приемы, которыми располагает музыкальный руководитель для развития у детей навыков восприятия музыки?
Рассмотрим возможности каждого метода: наглядно-слухового, наглядно-зрительного, словесного и практического.
Занятия по слушанию можно условно разделить на 3 этапа:
1. Первоначальное знакомство с музыкальным произведением
а) вступительная беседа;
б) исполнение музыкальных произведений;
в) беседа после прослушанной музыки
2. Повторное слушание, разбор произведения, средств выразительности.
3. Узнавание произведения, уточнение средств выразительности.
Цель вступительной беседы - сконцентрировать внимания на музыкальном произведении, вызвать к нему интерес. Беседа может включать в себя сведения о музыке, которая будет звучать, о ее жанровой принадлежности, об авторе-композиторе, об интересных эпизодах из жизни композитора. Показать детям его портреты. Название пьесы необходимо сообщить детям перед ее слушанием. Слушанию может предшествовать и поэтическое слово, и короткий образный рассказ, отвечающий теме музыкального произведения. Учитывая особенности того или иного произведения, педагог может использовать игрушку или иллюстрацию, тематически связанную с содержанием произведения, использовать игровые приемы.
Наглядно-слуховой метод предполагает исполнение музыкального произведения. Исполнение может быть «живое», т.е. на инструменте играет педагог или музыка звучит в грамзаписи. Исполнение педагога должно быть грамотным, эмоциональным, выразительным, точно передавать художественный образ произведения.
Беседу с детьми о прослушанной музыке следует начинать с определения характера произведения в целом, т.к. основа содержания музыки - выражение настроений, чувств, переживаний. При повторном прослушивании обращается внимание на выразительные средства, с помощью которых создан музыкальный образ. Дети достаточно легко разучивают темп, динамику, регистр, но важно выявить какую роль играют эти средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа. Дети старшего дошкольного возраста не только могут различать общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнивать их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными.
Характеризовать детям музыку довольно сложно, т.к. их речь недостаточно развита. Деление музыки на веселую и грустную весьма примитивно. Важно для характеристики музыки использовать образную речь: эпитеты, метафоры, сравнения. Например, веселая музыка может быть торжественной, праздничной, шутливой, танцевальной, радостной, солнечной, звонкой, игривой, бодрой и т.д.
Педагогу важно формировать и развивать у детей словарь эмоций от услышанной музыки и ее характеристики.
Практический метод в развитии музыкального восприятия предполагает дать возможность ребенку во внешних проявлениях выразить свои переживания. Один из приемов активизации восприятия - это движение в соответствии с характером музыки - образные, танцевальные, маршевые, пластические.
Следующий прием - оркестровка., т.е. использование ударно-шумовых инструментов для ритмического сопровождения или передачи каких-либо изобразительных моментов в музыке. Прием оркестровки используется не ранее чем на 3-ем занятии, после того, как дети неоднократно прослушают музыкальное произведение, выделят изобразительные моменты, средства музыкальной выразительности.
Иногда детям можно предложить изобразить красками, цветом то настроение, которое передает музыка. Метод можно назвать «Музыкальная палитра». Ведь цвет в рисунке имеет выразительное значение. Светлые тона часто соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки; темные краски и цвета -тревожному, грозному, таинственному и т.д.
Музыкальное восприятие развивается не только на музыкальных занятиях. Важно использовать разнообразные формы организации музыкальной деятельности - проводить тематические концерты, включать слушание в сценарии праздников, слушать музыку в повседневной жизни детского сада (в часы тихих игр, свободного рисования).
Все это обогатит музыкальный опыт и музыкальное впечатление, расширит кругозор детей.

Главная страница =>к оглавлению

Все права на материалы принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам. 2012 г.