i-po.ru - шпаргалки для студента

51.Показать роль семьи в формировании личности ребенка. Проанализировать формы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.

Главная страница =>к оглавлению

1 ч.За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфи¬ческими возможностями в формирова¬нии личности ребенка.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личнос¬ти: семья или общественное воспитание (детский сад, шко¬ла, другие образовательные учреждения). Одни великие пе¬дагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст мате¬ри. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жиз-нью почву, оно производит совершенно иное впечатление. А вот социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью од¬ним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет словом и делом подчеркивалась ведущая роль обществен¬ного воспитания в формировании личности ребенка.
Между тем современная наука располагает многочислен¬ными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действен¬ность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицирован¬ным воспитанием в детском саду или школе.
Известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, выделил круг ин¬тимно-близких малышу людей, к воспитательным воздей¬ствиям которых он особенно чувствителен. Оказывает¬ся, что ребенок в первые годы жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой тети» (попутчи¬цы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже, в начале подросткового возраста, ему важно мне¬ние друга, приятеля, его задевает реплика прохожего, а в первые 7-8 лет самое авторитетное - «Так мама сказала!»; «Так велел папа».
В исследовании Т. А. Марковой систематизированы фак¬торы, которые определяют силу и стойкость семейного вос¬питания. Остановимся на них подробнее.
1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональ¬ным, интимным характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и от¬ветные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во мно¬гом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира. Здесь можно укрыться в маминых объятиях от подлинных и мнимых страхов, узнать обо всем на свете у дедушки, который «самый, самый умный». Домашнее теп¬ло - одно из условий счастливого детства.
Воспитание в семье отличается постоянством и дли¬тельностью воспитательных воздействий матери, отца, дру¬гих членов семьи в самых разнообразных жизненных ситу¬ациях, их повторяемостью изо дня в день. Такое постоян¬ство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка, которая выра¬батывает ответные действия на внешние раздражители. Даже если по содержанию, форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребенок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает. Например, возвращаясь с прогулки в ис-пачканной куртке, он заранее готовит себя к неодобритель¬ной реакции мамы, настраивается на ту деятельность, которая потребуется для «успокоения» мамы («Попрошу про¬щение, поцелую, возьму щетку и почищу куртку»).
3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспи¬тательную в отношении других членов семьи и его самого). Если в детском саду дети участвуют главным образом в груде от случая к случаю, не всегда понимают его необхо¬димость для окружающих людей, то в семье совсем иная картина. Уже у ребенка 1,5-2 лет могут быть постоянные обязанности: вечером уложить игрушки «спать», подать де-душке газету, поставить скамеечку для ног перед креслом бабушки. С 3-4 лет ребенку поручают поливку комнатных растений, он сервирует стол, помогает взрослым в уборке.
Выражение «дети - зеркало семьи» при всей своей кажу¬щейся банальности удивительно точно передает смысл ори¬ентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои пред¬ставления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосер¬дие, гуманность, в других, напротив, царит культ жестоко¬сти. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвеча¬ют их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Так, молодой папа учит своего 3-летнего сына «давать сдачу» при любых размолвках со сверстниками, не учитывая, что причиной ссор, конфликтов у детей бывает не столько злой умысел, сколько неумение высказать просьбу, неуклюжесть движений, импульсивность поведения.
Подражая близким, любимым людям, следуя их «уро¬кам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окру¬жающими людьми. Упрямая мама будет, возможно, стра¬дать от упрямства сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб учителей типа «дрался на перемене». Не зря многие великие педагоги счи¬тали, что семейное воспитание - это прежде всего самовос¬питание родителей: очень сложно привить ребенку те каче¬ства, которыми они сами не обладают, и «отучить» от та¬ких, которые постоянно демонстрируют.
Важный фактор становления личности - осознание себя как представителя определенного пола и овладение соот¬ветствующим ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример пове¬дения родителей, их взаимоотношений, трудового сотруд¬ничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.
Представляя собой малую группу, своего рода «микрокос¬мос», семья наиболее соответствует требованиям постепенно¬го приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учиты¬вать, что семья - не однородная, а дифференцированная со¬циальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и жен¬щины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама -учительница, папа - шофер, бабушка - медсестра). Это позво¬ляет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности (А. Г. Харчев, И.В.Гребенников, Ю.П.Азаров).
Таким образом, современная наука подчеркивает при¬оритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в мно¬гообразии форм воздействия, в непрерывности и длитель¬ности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваи¬вает подрастающий человек.
2ч.Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявля¬ются повышенные требования. Десятилетие назад наше го¬сударство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины-мате¬ри для участия в общественном производстве. Поэтому при оценке работы дошкольного учреждения в качестве важ¬нейшего показателя фигурировали данные о заболеваемо¬сти детей, о количестве пропущенных ими дней (а значит, вынужденной нетрудоспособности матери).
Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, и том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учрежде¬ния: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреж¬дения перед необходимостью искать в лице семьи союзни¬ка, единомышленника в воспитании ребенка.
Следует отметить, что педагоги дошкольных учрежде¬ний не всегда проникаются сознанием важности и необ¬ходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Меня учили разным наукам, как понимать ребенка, как его обу¬чать, воспитывать. Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду - лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим». Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пыта¬ются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании малень¬кого ребенка многое строится на формировании положи¬тельных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспи-тывающие ребенка взрослые будут договариваться о тре¬бованиях к нему, о методах воздействия, способах обуче¬ния. Необходимо также учитывать, в решении каких за¬дач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть сле¬дует принять на себя другой стороне. Например, в эмоци¬ональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возмож¬ности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способнос¬тей и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе вза¬имодействия современного дошкольного учреждения и се¬мьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициато¬ром установления сотрудничества? Конечно, педагоги до¬школьного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, по¬нимают, что ее успешность зависит от согласованности.

Итак, решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвеще¬нии родителей; изучали семьи, их воспитательные возмож¬ности; вовлекали родителей в образовательную работу дет-ского сада.
Организатором и координатором сотрудничества до¬школьного учреждения с семьями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.
Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в го¬довом плане, конкретизируются в календарном плане заве¬дующей и старшего педагога.
Положительные результаты в воспитании детей достига¬ются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференци¬рованный подход к семьям разного типа, забота о том, что¬бы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Каковы же формы сотрудничества?
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяс¬нения условий воспитания, если не превращается в формаль¬ное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласо¬вать с родителями удобное для них время посещения, а так¬же определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в ад¬рес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, со¬веты (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Пересту¬пив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопро-сы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскован¬ный, притихший, смущенный, приветливый) также помо¬гут понять психологический климат семьи.
День открытых дверей, являясь достаточно распрост¬раненной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образователь¬ной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришед¬ших родителей. Можно показать фрагмент работы до¬школьного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведу¬ющая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и группо¬вые. И в том и в другом случае четко определяется целы что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержа¬ние беседы лаконичное, значимое для родителей, препод¬носится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересован¬ность, доброжелательность.
Консультации. Обычно составляется система консульта¬ций, которые проводятся индивидуально или для под¬группы родителей. На групповые консультации можно при¬глашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисова¬нию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения кон¬сультаций различны (квалифицированное сообщение спе¬циалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консульта¬цию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобрете¬нии практических навыков воспитания детей. Их целесо¬образно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать, книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппа¬рат и др.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения).

Главная страница =>к оглавлению

Все права на материалы принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам. 2012 г.