i-po.ru - шпаргалки для студента

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИКИ, ЕЕ ОТРАСЛИ.

Главная страница =>к оглавлению

Педагогика – обширнейшая наука. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив множество знаний, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.
1.Фундаментом системы наук о воспитании является общая педагогика, которая изучает закономерности воспитания человека. Разрабатывает основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях любого типа и вида.
2.История педагогики изучает развитие педагогических идей в единстве с педагогической практикой в различные исторические эпохи.
3.В системе наук о воспитании особое место занимают отрасли, относящиеся к возрастной педагогике. Они заняты изучением закономерностей воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями возрастного развития на всех этапах детства от рождения до перехода к состоянию взрослости.
Дошкольная педагогика – наука о воспитании, обучении и образования детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу).
Педагогика школы – представляет собой одну из старейших отраслей педагогической науки, накопившая богатые научные данные о закономерностях воспитания и обучения школьников в различных учебных учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии).
Педагогика профессионально-технического образования изучает подготовку рабочих высокой квалификации.
Педагогика среднего специального образования находится в стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях.
Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения.
4.Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии:
-вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих занимается сурдопедагогика;
-обучения и воспитания слепых – тифлопедагогика;
-с речевыми нарушениями – логопедия;
-обучения и воспитания умственно отсталых – олигофренопедагогика.
5.Частные методики – изучающие закономерности и специфику преподавания конкретных областей знаний (учебные предметы в школе).
6.Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности нации.
7.Семейная педагогика – наука о воспитании в семье.
8.оциальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образоваетльно-воспитательные учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкальности театрального искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.
9.Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые профессии.
10.Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики и перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.
11.Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
12.Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука. Когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме
10.Проанализировать дидактические принципы, специфику их использования в дошкольном образовании.
Под принципами обучения (дидактическими принципами) подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.
Современные дидактические принципы опираются на познанные законы и закономерности обучения, развития познавательной деятельности.
Принцип воспитывающего обучения – в этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер.
Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становление у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей. По Л.С.Выготскому ребенок имеет ДВЕ зоны развития. Первая зона – зона актуального развития – уже достигнутый в данном возрасте уровень. Вокруг зоны актуального развития образуется широкий круг – зона ближайшего развития, завтрашний уровень развития ребенка. Зона ближайшего развития – определяющая в обучении и развитии: то, что ребенок в этой зоне сделает в сотрудничестве с педагогом, завтра сумеет сделать самостоятельно, следовательно, перейдет на уровень актуального развития.
Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность.
Начальные формы теоретического обучения требуют соблюдения следующих правил принципа научности:
-обеспечить ребенку неискаженное первоначальное восприятие предметов, явлений, вызвать к ним положительное отношение, заинтересовать;
-при повторном восприятии объекта помочь ребенку выявить существенные признаки, свойства, подвести к пониманию простейших связей, отношений; учить правильно называть познаваемые объекты, их части, качества, используя некоторые общеупотребительные научные термины;
-раскрывать перед детьми картину развития, изменения изучаемых объектов, обращая их внимание на наиболее важные стороны процесса развития, зависимость от внешних условий, места, времени.
Принцип наглядности – значение данного принципа убедительно подтверждено современными исследованиями: оказывается, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Принцип наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) дошкольника.
Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
-переходить от изучения того, что близко к тому, что далеко;
-переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
В 70-е годы Л.В.Занков выдвинул и обосновал принцип обучения на высоком уровне трудности: обучение, оставаясь доступным, должно быть сопряжено с приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности.
Принцип осознания процесса обучения близок к принципу сознательности и активности в обучении.


Главная страница =>к оглавлению

Все права на материалы принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам. 2012 г.