i-po.ru - шпаргалки для студента

б4. Планирование педагогического процесса в детском саду.

Главная страница =>к оглавлению

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это заранее оп¬ределенный порядок, последовательность осуществления воспи¬тательно-образовательной работы с указанием необходимых ус¬ловий, средств, форм и методов.
Основой для планирования педагогического процесса явля¬ется та программа, по которой работает дошкольное учреждение. В практику работы- современных детских садов входит тенденция демократизации всех сторон деятельности, основанных на твор¬ческом подходе к разным процессам, в том числе и к планирова¬нию. Отсюда каждый детский сад может сам выбирать виды и формы планирования и вкладывать в них определенное содержание. Пла¬нирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возраст¬ной группе. Основной целью планирования является определение / конкретных задач воспитательно-образовательной работы на кон¬кретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечи¬вающих выполнение программы.
Принципы планирования: научность, перспективность, конк¬ретность, регулярность, последовательность, повторность. Ис¬ходя из принципов планирование всей работы детского сада долж¬но отвечать определенным требованиям:
1. Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.
2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов пе-дагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.
3. Планирование воспитательной работы должно предусматри¬вать сохранение основных принципов воспитания и обучения.
4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности. ]
В планах воспитательно-образовательной работы получает конкретизацию содержание программы. При планировании занятий учитываются основные этапы усвоения (первичное восприятие, расширение и обобщение знаний и умений, использование их в жизни), предусматривается повторение материала и постепенный характер его усложнения. Обучение продолжается и вне занятий, в процессе повседневной жизни, играх, труде. Планируется про-ведение наблюдений (программные задачи и основные приемы), дидактических игр, упражнений с дидактическими материалами. Формирование нравственных качеств личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.
Поэтому как самостоятельный раздел нравственное воспитание не планируется. В плане находит отражение работа по формированию поведения и культурно-гигиенических навыков у детей (объем на¬выков, последовательность их формирования, приемы воспитания). Что касается игры, то планируется не игровая деятельность де¬тей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству играми (задачи и приемы руководства).
Планирование трудовой деятельности опирается на 2 группы задач: воспитание у детей трудовых умений и навыков и формирование при зтем нравственных качеств. Наиболее эффективным является планирование по формам организации труда (указывается объем и содержание труда детой, оборудование, а также методы и приемы обучения трудовым навыкам, индивидуальная работа).
Кроме того планированию подлежат кон¬кретное содержание и формы организации работы с родителями.
В практике работы дошкольных учреждений сложились следую¬щие виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.
Годовой план - это совмест¬ная творческая работа всего коллектива. В нем определяются за¬дачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности дет¬ского сада. В план входят такие разделы работы детского сада: а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление конт¬роля; б) методическая работа; в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности; г) административно-хозяйст¬венная работа; д) связь между детским садом и школой. Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).
Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:
I. Деятельность детей вне занятий (физкуль¬турно-оздоровительная работа; воспитание культурно-гигиеничес¬ких навыков; воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений; ознакомление с окружающим и развитие речи; ознакомление с природой; игра; труд; художест¬венная самостоятельная деятельность; праздники и развлечения).
П. Обучение на занятиях.
Ш. Индивидуальная работа с детьми.
1У. Работа с родителями.
У. Учет работы.
У1. Дополнения.
К плану прилагаются список детей гр; ты, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.
Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.
Календарно-перспективный план обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.

Главная страница =>к оглавлению

Все права на материалы принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам. 2012 г.