i-po.ru - шпаргалки для студента

6l.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.

Главная страница =>к оглавлению

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из прояв¬лений культуры появилась в ходе исторического развития общества.
На ранних этапах первобытнообщинного строя игрушки отсутствовали. Это было связано с относительно примитивными средствами и форма¬ми труда, которые позволяли маленьким детям принимать участие в несложной деятельности взрослых: собирать пригодные для еды растения, корни, ловить рыбу, участвовать в охоте на мелких зверей и птиц, в примитивных формах земледелия.
С переходом к более высоким формам производства, разделением труда изме¬нился и характер участия детей в разных его видах. Встала за¬дача, как можно раньше научить детей владеть сложными орудиями, чтобы приобщить их к более важным, но недоступным им видам дея-тельности. С этой целью создается уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к возможностям ребенка. С их помощь» дети упражняется в условиях, которые приближается х условиям реальной жизни, но не тождественным с ними.
Дальнейшее услож¬нение орудий труда и его разделение приводит, с одной стороны, к постепенному вытеснение детей из более тяжелых отраслей дея¬тельности взрослых. С другой стороны, дети уже не могут овла¬деть сложными средствами труда путем упражнения с их копиями, так как, сохраняя сходство, они теряли свои основные функции. Так постепенно сложные копии орудий труда теряли своп непосред¬ственную связь с его средствами и становились в новые отноше¬ния к ребенку.
В этот период развития общества возникает игруш¬ка в собственном смысле слова: она только отражает предметы труда и быта.
На протяжении тысячелетий игрушка радикально ме¬няется. Изменения прежде всего касается производства игрушек:. от кустарной к промышленной. Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек, появляется более сложные ору¬дия труда, краски и материалы, из которых делаются игрушки.
Под влиянием господствующей идеологии изменялось содержание образов (в начале века - куклы барыни, служанки, монахи, ангелы, горо¬довые, цари; позже - мальчиши-кибальчиши, куклы-красноармейцы, пионеры и др.). Под влиянием социальной политики общества и научно-технического прогресса меняется ассортимент игрушек, их качество. Об этом свидетельствует появление в наше время компью¬терных игрушек, игрушек на космическую тематику, куклы Барби. На протяжении столетия менялись функции игрушек (когда-то для отпугивания злых духов, как защитники рода, символ благополу¬чия и урожайности и пр.).
Воспитательное значение игрушек:
- это обязательный спутник детских игр;
- участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность
ребенка;
отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;
- нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;
- приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельнос¬ти, развивают мышление, память, воображение, внимание, выраба¬тывают выдержку, воспитывают волевые качества;
- помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости,
любознательности;
- способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, ува¬жения к людям разных национальностей;
- объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;
- наиболее доступное детям произведение искусства.
Требования к игрушкам:
- они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;
- содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценнос¬ти познания, преобразования;
- иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механиз¬мы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;
- соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;
- должны быть безопасными и гигиеничными;
- развивать познавательные интересы, активизировать общение;
- приучать к коллективной деятельности, воспитывать организа¬торские способности;
- пробуждать творческое воображение, изобретательность.
В педагогической литературе существуют разные подходы к классификации игрушек:по содержанию, форме, внешнему виду, по назначению для разных игр и др. А.С.Макаренко все игрушки де¬лил на 3 типа: игрушка готовая, механическая, или простая (автомобили, пароходы, мишки и др.); игрушка полуготовая, ко¬торая требует от ребенка некоторой доработки (картинки, куби¬ки, конструкторы и др.) и игрушка-материал (глина, песок, кар¬тон, дерево, и др.). Педагог считал, что у каждого типа игрушек есть свои положительные качества и недостатки.
Е.А.Аркин классифицировал игрушки по тематике и видам игр: сенсорные, подвижные, производственные и технические, военные и охотничьи, общественные и бытовые, конструктивные, образные.
Е.А.Флерина группирует игрушки на сюжетные или образные, моторно-спортивные, и тренировочные, строительно-конструктивные, дидактические и творческо-трудовые игрушки (полуфабрикаты для игрушек-самоделок)
В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельнос¬ти.
Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.
Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохо¬зяйственную и военную технику, промышленное оборудование, элект¬ронные игрушки и др.
Строительно-конструктивные игрушки наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры,пластины), архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крышы); смешаный строительный материал.
Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамид¬ки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрез¬ные картинки). Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.
Моторные игрушки: мячи, обру¬чи, кегли, серсо, скакалки.
Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металофон, декорации и атрибуты для различных ви¬дов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.
Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бро¬сового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют разви¬вающую и воспитательную функции.
Игровое оборудование состав¬ляет целиком обособленную группу- и представляет собой приспо-собления и конструкции для игр на участке детского сада.

Главная страница =>к оглавлению

Все права на материалы принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам. 2012 г.