i-po.ru - шпаргалки для студента

53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.

Главная страница =>к оглавлению

ПОЛ - в широком смысле - совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мужчиной (мальчиком) или женщиной (девочкой)
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ - система психолого-педагогической, медико-биологической, социально-гигиенической и правовой работы с детьми и подростками, призванная обеспечить нормальное функционирование физиологических систем организма, правильное половое развитие с физиологической, нравственной и эстетической точек зрения.
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - направленное, систэматическое педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сфер жизни.
Вопросам полового воспитания детей уделяли внимание видные педагоги прошлого - И.Ж.Руссо, И.П.Пестолоцци. Впервые вопрос о половом воспитании детей и подростков в России встал в конце 60-х годов XIX в. в работах Д.И.Писарева, И.С.Симонова, К.П.Веселовской, К.Д.Ушинского, А.Н.Островского. В советский период в работах Н.К.Крупской, С.Т.Щацкого, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. В книге "Очерки детской сексульности" П.П.Блонского отражена четкая концепция полового воспитания
Многие педагоги, психологи (А.М.Мельникова, А.С.Чистович) сводят решение этой проблемы к трем момен¬там:
I) складывающиеся отношения между родителями;
2) родитель¬ские чувства к детям;
3) необходимость наличия знаний и умений вести с детьми доверительные беседы.
Существуют различные мне¬ния за рубежом о том, что способствует развитию психических раз-личий у детей разного пола (Маккоби, Джекмен, Кохи и др). В России и Республике Беларусь этим вопросом занимаются И.С.Кон, Т.А.Репина, В.С.Мухина, Я.Л.Коломинский. В настоящее время воп¬росы полового воспитания в семье и в детском саду рассматривают¬ся в работах Д.И.Исаева, В.Е.Кагана, З.С.Кириловой, А.Н.Липник, А.Г.Асмолова, Л.А.Арутюновой, Н.Н.Плисенко.
Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и фор¬мируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем разви¬тии слои психики и личности. Психосексуальная дифференциация са¬мым интимным образом вплетена в канву этого периода. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо начинать е раннего возрас¬та, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тог¬да понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, тру¬довым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают во¬лю, способность управлять стремлениями и желаниями,в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нор¬мам общественной морали. Проблему полового воспитания детей се¬годня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за пове¬дением детей, особенно в городе; интимность, сексуальность пере¬живаний, склонность детей держать все в тайне к др.
Можно выде¬лить несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон по¬лового воспитания:
I) это сложная психолого-педагогическая зада¬ча, решение которой преследует основную цель - сформировать у человека высокие нравственные позиции в вопросах пола. Сюда включаются такие морально-этические понятия, как девичья честь, стыдливость, юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщи¬не, порядочность в дружбе, верность в любви и многое другое отражающее культуру поведения;
2) социально-гигиеническая сто¬рона полового воспитания, связанная с подготовкой мальчиков и девочек к выполнению мужских и женских социальных ролей;
3) ком¬плекс медико-биологических проблем, куда входят знания об анатомо-физиологических особенностях полов, о закономерностях полово¬го развития и созревания во взаимосвязи с общим физическим раз¬витием организма, вопросы личной гигиены, здоровья и пр. Генери¬рование пола в воспитании детей в дальнейшем может проявиться в неадекватном социальном поведении взрослых мужчин и женщин. В результате у девушек и женщин отсутствуют такие важные женские качества, как доброта, мягкость, нежность; у юношей и мужчин не формируются такие мужские качества, как эмоциональная устойчи¬вость, твердость, решительность, ответственность. Это затрудня¬ет выполнение ими своих социальных ролей в семейной и обществен¬ной жизни. Проблема полового воспитания актуальна и в связи с необходимостью подготовки подрастающего поколения к будущей се¬мейной жизни.
Данные научных исследований показывают, что мальчики и де¬вочки дошкольного возраста имеют свои психические, физические отличия, а в связи с этим разные возможности, что необходимо учитывать при их воспитании.
Для девочек характерно;
- более раннее созревание общих и психических функций, лучшее развитие способности отличать, большая чувствительность к запа¬хам, терпимость к боли, более тонкая тактильная чувствительность большая подвижность пальцев рук;
- игровые объединения их более устойчивые, отдают предпочтение совместным играм, общение выборочное;
- они более активные и аккуратные, повтому взрослые их чаще хва¬лят, они получают больше положительных оценок;
- склонность,к опекунской деятельности (ухаживать, няньчкть, за¬ботиться), они любят поучать, наставлять, критиковать сверстни¬ков;
- повышенный интерес к своей внешности, они более чувстви¬тельные к ее оценке другими, сильней реагируют на мнение других людей, более зависимы от чужого мнения.
Для мальчиков характерно:
- ходят они быстрее, чем девочки, владеют большим потенциалом физической силы: динамичные, выносливые;
- лучше применяют свои знания в новых условиях, успешнее справ¬ляются с числовыми манипуляциям!, и пространственными заданиями, отдают предпочтение новым путям в игровых и жизненных ситуациях;
- больше времени отводят одиночным играм, интересы их сосредото¬чены на технике, на играх-соревнованиях, строительных играх, иг¬рах в войну;
- более активные, чаще нарушают дисциплину, шумят, менее склонны придерживаться установленных рамок, границ;
- ярко выражена склонность к преобразовательной, конструктивной деятельности; интерес к инструментам, орудиям труда, разнообраз¬ным машинам и механизмам.
Задачи воспитания мальчиков и девочек:
1. формирование у дошкольников соответствующих возрасту представ¬лений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и де¬вочками;
2. формирование переживаний и мотивации ребенка своего существо¬вания как представителя пода;
3. стимуляция проявлений детьми начальных качеств мужественности и женственности в разных видах деятельности и повседневной жизни.
Основные направления полового воспитания дошкольников:
- полоролевое воспитание, которое включает осознание себя как представителя определенного пола, усвоение мужской и женской со¬циальных ролей, формирование качеств мужественности и женствен¬ности;
- сексуальное воспитание: формирование образа тела, представление об отличии полов, о рождении человека в контексте нравственных требований;
- подготовка будущих семьянинов.
В раннем возрасте должна осуществляться половая идентифика¬ция, т.е. осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному полу и освоение соответствующей программы поведения. В дошкольном возрасте осуществляется половая социализация, эле¬ментарное образование по вопросам деторождения, формирование у дошкольников образа тела.
Как показывают исследования, примерно до 3 лет дети как бы "бесполые", им нравятся одни и те же иг¬рушки.
На 4 году жизни - дифференциация в выборе игрушек, тема¬тики игр и рисунков. На 5 году жизни достигаются устойчивые по¬ловые представления и поведение.
Основные направления деятельности педагога по воспитанию будущего семьянина:
- формирование у детей понятия значения семьи, важности и необ¬ходимости для человека;
- формирование точного представления о содержании семейных ролей, взаимодействиях между членами семьи;
- воспитание любви к родителям;
- подготовка мальчиков к роли отца и мужа, девочек - матери и жены;
- приучение детей к участию в семейных делах.
В половом воспитании очень важным является психологический климат семьи, любовь, дружба и взаимное уважение между всеми ее членами. Каждый из родителей обязан вносить лепту в воспитание детей, являясь для них в первую очередь образцом мужественности или женственности. От отца в современной семье следует ожидать не только материального вклада, но и мудрой строгости, рассуди¬тельной справедливости в- оценке положительных и отрицательных со¬бытий, сдержаннее в проявлении чувств, уверенности, надежности. Не грубые выходки и необузданные инстинкты, а благородство, пре¬дупредительное уважительное отношение к женщине, любовь к жене и детям, помощь им во всем, защита более слабого - вот образец мужской роли, которую ребенок должен видеть в семье. От матери больше ожидается умение создать уют, атмосферу душевной теплоты, способность чутко реагировать на радости и огорчения всех членов семьи, готовность всегда придти на помощь. Ей принадлежит важная роль в воспитании мягкости, доброты и многих других положитель¬ных качеств у детей. В современных условиях, когда отец все бо¬лее утрачивает роль кормильца и главы семьи, а внутри семейные отношения начинают строиться на новых принципах, это приобрета¬ет особое значение, так как вследствие неправильных подходов к распределению ролей здесь могут наблюдаться такие явления, как феминизация мужского и маскулиэация женского поведения. Отстра¬нение отца от воспитания детей и перекладывание этой роли толь¬ко на мать приводит к тому, что их сыновья не готовятся к испол-нению мужской роли, отцовских обязанностей, нередко усваивают "женский тип" поведения (феминизация). Такие мальчики часто ме¬нее инициативны, более робки, менее зрелы в социально-граждан¬ском отношении. Иногда мальчик, воспитываемый без участия отца, усваивает агрессивный, жестокий тип поведения как противополож¬ность женскому. Уже в дошкольном возрасте их поведение достав¬ляет немало хлопот. В семейной жизни такие люди, как правило, не способны сочувствовать, сопереживать, управлять своим поведе¬нием, а мужественность нередко видят в пьянках, драках и т.п. Девочки, воспитанные без отца, не имеют правильного представления о мужественности, оно нередко искажается не без усилий матери , которая свой горький личный опыт обобщает и распространяет на всех мужчин. В итоге в будущем такая девочка неправильно понима¬ет мужа и сыновей, т.е. не может в должной мере исполнять роль жены и матери. При властолюбивой матери и безвольном отце дочь нередко вырастает властной, деспотичной, а сын, наоборот, - сла¬бовольным, безынициативным. Не лучший образец для подражания по¬дают жестокий отец и всепрощающая мать.
Условия правильного полового воспитания детей в семье:
- согласованность работы семьи и педагогов по данной проблеме;
- педагогическая культура родителей;
- положительный психологический климат семьи на примере типовых поведений для пола, эмоциональный контакт родителей с детьми;
- ориентация при воспитании в семье па общечеловеческие качест¬ва, на формирование мужественности и женственности.

Главная страница =>к оглавлению

Все права на материалы принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам. 2012 г.