i-po.ru - шпаргалки для студента

52. Воспитание hpabctbeHHO-lзолевых качеств у дошкольников.

Главная страница =>к оглавлению

ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА - это совокупность интеллектуального (знания, представления), эмоционального (чувства), волевого (навыки, привычки) и мотивационного (мотивы) компонентов.
ВОЛЯ - это сознательно совершаемое человеком усилие для преодоления препятствий на пути к цели, для создания дополнительного мотива деятельности, его поддержания и усиления.
Личность с помощью воли осуществляет регуляцию и саморегуля¬цию активности.
Регуляция - это функция воли, которая проявляется как усиление или как торможение побуждений, переживаний, рассуж¬дений, действий. Торможение двигательной активности дается детям с трудом. Оно развивается от упражнения. Чем чаще ребенок упраж¬няется в торможении, тем легче оно образуется. Но непрерывное торможение вредно: бесконечные запрещения делают ребенка робким, несамостоятельным.
В дошкольном возрасте под влиянием воспитания развиваются процессы внутреннего торможения, и ребенок становится способным к целевой деятельности.
Развивающиеся у детей процессы торможения помогают им в различных случаях преодолевать свои жела¬ния. Но все эти стороны волевого процесса развиты слабо, неустой¬чивы. Ребенок часто отвлекается и меняет цели своей деятельности. Чтобы преодолеть трудности, ему необходима поддержка, помощь вос¬питателя. Постепенно волевые действия усложняются, детям становят¬ся доступны все более сложные цели, появляется представление о результатах своей деятельности, своих действий.
Таким образом, воля дошкольника проявляется в самостоятельности, выражающейся в произвольных движениях, в способности ставить перед собой неслож¬ные цели, в стремлении их выполнить, т.е. довести дело до конца, в умении преодолевать некоторые трудности.
В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение и другие, которые дают возможность для формирования нравственно-долевых качеств детей. Под воздействием интереса к игре, трудовой деятельности, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Тем не менее недостаточное раз¬витие волевых процессов проявляется нередко в неустойчивости за¬мысла, легкой отвлекаемости, отказе от намеченной цели. Это сви¬детельствует о слабой сформированности волевых черт характера у дошкольников: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки. Учитывая эту особенность детей, воспитатель обращает особое внимание на формирование у них устойчивости внимания, со¬средоточенности, целенаправленности и т.д., используя для этой цели интерес к игре, труду, разнообразным занятиям. Он помогает детям выбрать цель, учитывая свои возможности, поддерживает стремление достичь результата. Такое руководство позволяет фор¬мировать устойчивость замысла. Педагог разъясняет детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старатель-ть, умение справиться с труд¬ностями, обращает на это внимание, когда оценивают результаты труда, деят-ти на занятиях.
Важным нравственно-волевым качеством является смелость, ко¬торая выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять ини¬циативу, решительность, активность. Ее формированию способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых часто ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность в подвижной игре, в сюжетно-ролевой игре.
Особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста яв¬ляется недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью. Воспитатель сообщает им некоторые правила предосторожности. Важно не запугивать детей, а приучать их обдумывать свои действия.
Вос¬питателю нередко приходится сталкиваться с проявлением у детей страха: боязнью темноты, злых существ. Это следствие неправильно¬го воспит-я в семьях, где пользуются запугиванием ребенка, до¬биваясь его послушания, разрешают детям смотреть ТВ вез учета возраст. особ-тей.
Воспитатель так¬тично, спокойно, разъясняет детям несостоятельность причин бояз¬ни, приводит примеры, убеждает, а в беседах со старшими дошкольни¬ками использует шутку, юмор. Не следует допускать насмешки, иро¬нических замечаний в адрес робких детей. Лучше так организовать их практический опыт, чтобы они убедились в том, что страх не имеет достаточных причин. Старших дошкольников воспитатель упражняет в сознательном преодолении страха.
Вся обстановка ДС и семьи, характер взаимоотно¬шений взрослых с детьми должен способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнении, желании, поступать в соответст¬вии с ним, признаваться в совершенной проступке, не боясь нака¬зания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины.
Проявление лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправиль¬ные действия взрослого. Маленькие дети по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оцен¬ках, в откровенных высказываниях в глаза.
Формированию у детей честности и правдивости способствует установление в детском саду обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям.
Не следует обещать того, чего не может быть осуществлено. В то же время надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности.
В работе с детьми воспитатель использует литературные произведения, раскрывающие красоту честных, правдивых поступков, приводит известные детям примеры из их жизни.
В индиви¬дуальных беседах с ребенком, проявивший лживость, педагог стремит¬ся раскрыть перед ним неприглядность таких поступков, недопусти¬мость их. От взрослых требуется контроль за действиями таких детей. Однако ребенок не должен ощущать на себе довлеющий контроль. Лжи-вость следует отличать от фантазирования детей. Сталкиваясь с по¬добными фактами, воспитатель принимает их как детский юмор.
Большим достоинством человека является скромность. Ото качест¬во понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявля¬ется в умении ребенка сдерживать свои желания, учитывая потреб¬ности сверстников, возможности семьи, особенности сложившейся си¬туации, самокритично оценивать результаты своей работы, поступка. Это позволяет ему стремиться к дальнейшему совершенствованию сво¬их умений, поведения. Такой ребенок не претендует на излишнее вни¬мание к себе, признавая это право и за другими. Даже получив по¬ложительную оценку, он не делает это предметом обсуждения, хотя и испытывает эмоциональный подъем от похвалы.
Проявления нескром¬ности связаны с неправильными методами воспитания, чаще всего в семьях, где ребенок оказался центром внимания взрослых, когда да¬же незначительное достижение высоко оценивается, обсуждается, под¬черкивается незаурядность ребенка. Воспитание в коллективе пре-дупреждает такие нежелательные качества, как хвастовство, зазнай¬ство. Этому помогает объективная оценка достижений каждого ребен¬ка, учитывающая уровень развития способностей, положительных ка¬честв личности (аккуратности, старательности, ответственности и др.). Очень важно учить детей быть объективными в самооценке, за¬мечать достоинства товарищей, тактично порицать нескромность. Не¬допустимо захваливание отдельных детей, особенно способных, для которых выполнение дела не представляет особых трудностей. Воспи¬татель учит дошкольников справедливо относиться к сверстникам, видеть их достоинства

Главная страница =>к оглавлению

Все права на материалы принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам. 2012 г.